Фантазируйте, это позволит вам создавать лучшие сайты.

Перевод статьиBuild better sites by telling stories.
Автор статьи: Paula Borowska.

Хотя вы, скорее всего, уже слышали о таких понятиях как персоны и сценарии, начнем все же с краткого знакомства с ними и пояснения того, насколько они полезны в сфере дизайна.

Персона — это элементарное понятие, используемое в ходе проектирования пользовательского интерфейса и достижения необходимого уровня юзабилити, которое представляет собой описание типичного пользователя, входящего в целевую аудиторию вашего ресурса. Несмотря на то, что персона является вымышленным представлением пользователя, используемые при его создании данные вполне реальны. То есть это модель, которая должна быть максимально точно приближена к реальному потенциальному пользователю.

Сценарий — это не что иное, как «история» о производимых пользователем перемещениях и выполняемых им действиях во время взаимодействия с вашим приложением или сайтом. Другими словами, с помощью таких сценариев описываются поведенческие особенности пользователя вашего ресурса, то есть предполагаемые последовательности его действий и их мотивация, возможности пользователя и преследуемые им цели. Сценарии описывают повседневные ситуации, показывая таким образом в какой степени приложение или сайт удовлетворяет текущим потребностям пользователей в образе персоны, что привлекает их, как они его используют, почему они продолжают это делать и так далее.

В комплексе эти два дизайнерских инструмента позволяют проектировать ситуации и их окружение, в рамках которых кто-нибудь использует ваш сайт. А это в свою очередь способствует обнаружению проблем и возможностей, на которые необходимо обратить внимание.

Для чего они нужны?

Как персоны, так и сценарии являются средством, с помощью которого дизайнеры и разработчики в ходе работы над проектом поддерживают связь со своей целевой аудиторией. Они сдерживают и контролируют наши действия, гарантируя тем самым, что созданный, в конечном счете, нами продукт на самом деле будет полезен для этих пользователей.

В случае, если вы, к примеру, проектируете приложение, упрощающее процедуру подбора цвета, то вы должны быть уверены в том, что у ваших персон есть желание и причины для использования подобного приложения. А значит, вам необходимо создать персону, которая является дизайнером или, допустим, личностью, занимающейся ремонтом своей гостиной. То есть, в вашем проекте должен быть смысл, он должен быть в контексте. Таким образом, посредством персон и сценариев вы, действуя от лица дизайнера, использующего приложение выбора цвета, определяете, как бы вы поступили на его месте, что понадобилось бы вам при решении определенной задачи и каким образом это должно быть реализовано. Подобно тому, что открыв приложение, вы, допустим, предпочли бы увидеть инструмент подбора сочетаемых цветов и их оттенков в соответствии с выбранной вами цветовой схемой, а не обычный генератор случайных цветов.

То есть, как видите, тщательно продумывая все детали, мы можем сфокусироваться на возможностях и функционале, которые в действительности имеют важное значение для нашей целевой аудитории, на том, что на самом деле ее интересует. И с учетом того, что формирование данного процесса должно происходить снизу вверх, наш проект будет значительно эффективнее и привлекательнее, если мы сконцентрируемся на потребностях пользователей с самого начала разработки и будем продолжать это делать до ее завершения.

Преимущества использования персон и сценариев.

Мы, как дизайнеры, основываясь в ходе своей деятельности на умственные образы подобные персонам, можем предсказывать реакцию пользователей на наши дизайнерские решения и прогнозировать действия, к которым они могут подтолкнуть их. Эти модели кардинально меняют смысл задаваемых нами вопросов, от «что является лучшим решением данной проблемы», до «как лучше решить эту проблему, чтобы угодить Энжи, дизайнеру фрилансеру». Эти два простых и фундаментальных инструмента производят психологический эффект, они постоянно напоминают о том, что разрабатываемый проект предназначен совсем не для нас с вами, а для людей, которые будут использовать его. В этом как раз и заключается самый значительный результат использования персон и сценариев.

Выражаясь более точно, персоны наделяют пользователей, для которых вы создаете свое приложение или сайт индивидуальностью, они конкретизируют вашу целевую аудиторию. Это, безусловно, является мотивирующим моментом. Теперь у вас есть персона, представляющая Саманту, спокойную, уравновешенную девушку, студентку факультета графического дизайна, которая хотя и обладает высокопрофессиональными навыками, но все же нерешительна. Именно поэтому данное приложение, облегчающее процесс выбора нужных цветовых решений, идеально подходит для нее. Сценарии в свою очередь сообщают нам о характере пользователя и принципах, которыми он руководствуется в процессе достижения определенной цели. Создавая сценарий вы можете проработать все детали, касающиеся взаимодействия персоны с вашим приложением, начиная с самого начала, с того самого момента, когда друг Саманты порекомендовал ей попробовать его в действии, развивая дальнейшие возможные варианты поведения персоны (т.е. в данном случае Саманты) — какие были ее начальные действия в ходе первого знакомства с приложением, что полезного для себя она в нем нашла и что привело ее в замешательство.

Более того, такой подход, при котором ваш взгляд постоянно обращен в сторону целевой аудитории, удерживает других участников проекта от внесения серьезных изменений, связанных со спецификой их деятельности, поскольку они теперь тоже в ходе выполнения своей части работы над проектом, мысленно представляют конкретную заинтересованную личность. Имея в составе проекта человеческую составляющую, они теперь в состоянии предвидеть, насколько губительными могут оказаться последствия такого рода изменений. Все это становится возможным за счет применения простейшей, вымышленной персоны. Невероятно, насколько сильным может оказаться эффект от обычного плода фантазии.

Стоит также отметить, что это чрезвычайно доступный подход, который в сравнении с методом, предусматривающим вовлечение в процесс разработки реальных пользователей и обращение к ним при принятии каждого решения, значительно превосходит его в плане расходов как материальных, так и временны́х.

Фантазирование в данном контексте, по сути, является очень эффективным средством, которое сближает людей и привносит в процесс разработки определенную долю отвлеченности, в тоже время наполняя ее смыслом. Используя персоны в рамках различных сценариев, вы тем самым учитываете взаимосвязь между вашей командой разработчиков и аудиторией, на которую направлен создаваемый вами продукт. Они как бы оживают в тот момент, когда вам необходимо прямое общение с ними, но вы не можете этого достичь в буквальном смысле. Данные средства позволяют вашей команде понять и выяснить, как именно пользователи из целевой аудитории могли бы найти выход из определенной ситуации и поступить при возникновении отдельной проблемы. В результате чего вам намного проще продумывать варианты решения вопросов с точки зрения целевой аудитории.

Я уже вкратце упомянула, как персоны вдохновляют нас, веб-дизайнеров. Мы можем настолько увлечься работой над проектом и нашими собственными мнениями, что для того чтобы не наделать ошибок нам необходимо постоянно напоминать о том, что все наши действия направлены не на нас самих, а на пользователей создаваемых нами продуктов. Постоянно имея перед глазами в качестве пометок на стене список персон, вы никогда не забудете о своих пользователях. Чем больше мы погружаемся в процесс работы над проектом, тем меньше внимания мы обращаем на моменты, которые не связаны напрямую с нашими действиями, мы слишком озабочены выполнением рутинных задач, мы неспособны мыслить ясно и объективно, а это в свою очередь может привести к серьезным недостаткам конечного продукта. Вы, скорее всего не рискнули бы и не стали разрабатывать что-нибудь такое, за что ваша целевая аудитория не была бы вам благодарна.

Как создать достойные персоны и сценарии?

На мой взгляд, в данном случае правильнее было бы спросить — «что необходимо для создания достойных персон и сценариев»? Первое и самое главное правило требует, чтобы ваши персоны были результатом исследований реальных пользователей, то есть вам не следует зря тратить свое время и ресурсы, создавая персоны, которые не имеют ничего общего с вашей целевой аудиторией. А если вы располагаете достаточно полной и подробной информацией, то вы без особого труда сможете с необходимой степенью точности создать соответствующие конкретным пользователям персоны, наделив их индивидуальностью, навыками и мотивирующими факторами, которые вас вполне устраивают. Они сослужат вам хорошую службу и приведут к желаемому результату.

Это же касается и сценариев, поскольку если ваши персоны имеют твердую почву под ногами, то сценарии тоже будут надежными и представлять максимально приближенные к реальным условиям ситуации. А это в свою очередь позволит вам выявить потенциальные проблемы, которые могут возникнуть у пользователей в ходе использования вашего ресурса. Другой немаловажный момент, свидетельствующий о степени эффективности ваших персон и сценариев — это регулярное их применение на всех этапах развития проекта.

Заключение.

Важность персон и сценариев в вопросе построения пользовательского интерфейса трудно переоценить, поскольку они составляют его основу. При их отсутствии качество ваших проектов будет значительно ниже требуемого уровня, поскольку главной целью разработки пользовательского интерфейса является обеспечение максимально высокого уровня удобства для пользователя. Без учета персон и сценариев в процессе создания ваших продуктов, вы не сможете сделать их достаточно практичными, чтобы удовлетворить потребностям и ожиданиям пользователя. Имейте в виду, что эффективность этих средств проверена временем, они позволят в значительной степени улучшить ваш проект в плане его удобства.

* Примечание переводчика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *